Logo

Alphaville

дископедия > синтипоп > alphaville > история группы

В 1965 году один талантливый француз Жан-Люк Годар решил снять научно-фантастический фильм. Он сам стал его режиссером и написал сценарий. Первоначально картина должна была выйти на экраны под названием "Tarzan versus IBM", но в ходе съемок к ней прилипло более лаконичное и мистическое имя "Alphaville". Действия фильма происходят в воображаемом городе Alphaville (на самом деле его образ был списан с Парижа прошлого и настоящего), живописном для чужестранцев, но убийственном для его населения. Вся жизнь в нем контролировалась всесильным компьютером модели Alpha 60, который незаметно для живых организмов стал настоящим диктатором. Была и другая история.

В 1979 году на Западе очень популярным был фантастический комикс под серийным названием "2000 AD". Это был комикс, в котором впервые был задействован персонаж знаменитого ныне Слая Судьи Дрэдда, между прочим. В рассказе под названием "Strontium dog" его главный герой Johnny Alpha, охотник-мутант, спасает небольшой город от набега преступной банды. В честь этого жители города переименовали свой городишко в Alphaville.

Все другие ссылки на имя "Alphaville" возникли уже после обзаведением группой таковым именем, а значит не представляют какой-либо исторической ценности...

Немецкие граждане Мариан Голд, Бернхард Ллойд и Фрэнк Мертенс были левыми фанатиками до создания их первой группы. Конец 70-х годов был временем бунтарей. Молодежь охотно ввязывалась в политические разборки и очень яростно отстаивала свои политические взгляды. Музыка становилась оружием в умелых руках. И первые песни, написанные ребятами в пылу борьбы за свои идеалы, кишели лозунгами и социалистической политагитацией. В частности, обществу предлагалось сместить правительство, убрать нескольких политиков и т.п. Удивительно, как только они не угодили за решетку, ведь такие призывы явно шли вразрез с законом. По сути они были коммунистической интеллигенцией, причем очень ярой и одержимой, и были уверены, что с помощью искусства творческие люди могут революционным путем изменить мир. Мариан Голд даже жил в одном пристанище для таких людей в Берлине. Там обитали поэты, художники и музыканты, стоящие на идеях коммунизма, и среди своих этот дом назвался просто "норой".

Бернхард и Фрэнк знали друг друга давно, т.к. жили в одном городе. Они взяли на вооружение синтезаторы и стали в поисках развлечения извлекать из них звуки, не имея за душой никаких профессиональных навыков. После знакомства с Марианом Голдом в кафе неподалеку от "норы" в 1982 году вся троица единомышленников решила всерьез заняться сочинением музыки, следуя общему весьма оживленному интересу к компьютерам. Но программистов среди них, к сожалению, а возможно, даже к счастью, не было. Группа приобрела несколько синтезаторов и, не дожидаясь, пока песен окажется достаточно для выпуска полноформатного альбома, была одержима идеей показаться на глаза людей. На удивление их первый небольшой концерт собрал много народу, хотя синтезаторная музыка с английскими текстами не котировалась тогда в Германии. Этот первый успех стал толчком для образования группы Forever Young (песня под таким названием была одной из первых, которые написали ребята). Они отыграли новогодний концерт и решили вместе со своими друзьями и подружками организовать Nelson Project, проект, который располагался в Мюнстере. Их единили общие музыкальные вкусы и любовь к творчеству. Вскоре три девушки Ариан, Юлия и Мартина стали выступать под именем Girl Next Door. Наши же герои тоже втроем продолжили работу над уже начатыми песнями и записали несколько демо, среди которых были "Big in Japan", "Summer in Berlin"и "Fallen angel". Кассеты с этими записями долго искали путь к благоволению работников многих лейблов. Группу решили переименовать в Alphaville (все трое очень любили фильмы Гордара).

И вот в конце 1983 года Alphaville добились желаемого - с ними заключил контракт лейбл WEA, а сингл "Big in Japan",вышедший 5 января 1984 года, сразу же принес группе 1-е место в хит-парадах многих европейских стран.

Так мир узнал одну из самых загадочных групп, тем не менее сочиняющую простые, понятные большинству смертных песни. Мариан, Бернхард и Фрэнк смогли окутать свою музыку ореолом мистичности. Иногда даже казалось, что эти звуки просто не могли возникнуть на Земле, а слова с надуманным постоянством уносили слушателя на далекие планеты Вселенной, часто упоминались иноземные мыслящие существа. Но все инородное они мастерски мешали с вполне земными мотивами, и с этой точки зрения дебютный альбом группы "Forever young" следует считать классикой многоплановости освещения современной жизни, хотя со временем эти песни могут кому-то показаться очень наивными.

Открывая тайну создания "Big in Japan", Мариан сразу же сделал оговорку, что в 1978 году, когда он написал эту песню, она ему очень не понравилась и поэтому долго пролежала в столе. Все дело было в ее смысле, который до сих пор не все могут уловить. Короче, чтобы стать суперзвездой и заработать много денег, в то время нужно было организовать группу, играющую (не важно как) хардрок, и обязательно выпустить альбом в Японии. Успех был бы обеспечен! А суть здесь в том, что даже если бы его никто не знал в Европе, он сделал бы большое имя в Японии (Big in Japan). А еще такой фразой Мариан смог выразить состояние находившихся на игле друзей и себя, когда они были на вершине "блаженства". Песня навевала на него мрачные воспоминания, дешевого успеха он не искал, да и на иглу обратно не вернулся бы ни за что, но песня-то была гениальная, поэтому пошла как дебютный сингл, и, в общем-то, именно благодаря ей Alphaville приобрел миллионы поклонников, практически не выступая "живьем", за исключением акций под эгидой "Гринпис", членами которого они вскоре стали. Кстати, клип к этому синглу снял сам Дитер Майер из Yello, а соблазнительную японочку в нем сыграла его жена.

Нужно отметить, что ребята сразу же не поладили со своим первым менеджером, который всё время пытался навязать чуждый им имидж. Например, Мариану и команде предлагалось выходить на сцену исключительно в пуловерах, а мужикам эта идея казалась дурацкой. После того, как группа приобрела широкую известность и заработала достаточно "чаевых",этого чудика уволили, а его любимые пуловеры сдали в "секонд-хэнд".С тех пор обмундирование алфавиловцев, о чем красноречиво свидетельствуют их клипы, неизменно соответствовали футуристической философии группы.

В 1984 году следом за "Big in Japan" вышло еще два сингла "Sounds like a melody" и "Forever young" (последний получил оценку не ниже "японского"). Откровенно говоря, если бы, не дай бог, Alphaville прекратили тогда свое существование, этих песен хватило бы, чтобы занести их имя золотыми буквами в историю музыкального движения. Они остались бы лицом синтезаторной музыки середины 80-х, и многих бы это устроило, окажись они на месте Мариана, Бернхарда и Фрэнка. Но наши герои чувствовали в себе силы идти дальше, не щадя ни свое воображение, ни свои компьютеры, работа которых присутствовала процентов на девяносто в их первых трудах.

К сожалению, исходный состав группы сохранить не удалось. В самом конце самого памятного для Alphaville 1984 года группу покинул Фрэнк Мертенс и вскоре основал собственный коллектив под названием The Lonely Boys. А Alphaville разжился новым участником Рикки Эколетте, который работал с Марианом в его доалфавилловской группе Chinchilla Green. Настоящее имя Эколетте - Wolfgang Newhaus - как оказалось, уже побывало в буклете альбома "Forever young". В интервью Мариан Голд тогда заявил, что для группы и для него, как для автора песен в частности, очень важным было найти замену Фрэнку из своей среды. Во-вторых, новый человек мог добавить в однородную атмосферу сочинения элемент неожиданности. Ну, и не будет недооценивать приобретение в лице Рика как не просто классного клавишника, но и отличного гитариста - как бас, так и соло.

Второй альбом Alphaville "Afternoons in Utopia"появился в продаже в 1986 году. Никакой наивности он уже не излучал, и звучание говорило само за себя. Красивые, но "голые" синтезаторные праздники сменились поп-буднями. Здесь мы впервые можем по достоинству оценить талант Мариана как сочинителя. Его лирика завораживает с каждым новым обращением к ней, она заставляет вслушиваться и додумывать, используя массу скрытых символов и посланий. Тут же впервые (очевидно, как только представилась возможность) пошли ссылки на прошлые песни группы, знаменитых поэтов, и, как уже отмечалось, Alphaville еще больше увлекся фантастикой, затрагивая тему внеземных цивилизаций. На фоне произведенных в синглы "Dance with me", "Jerusalem", "Sensations" и "Red rose" выделялась целая бригада других треков с поражающим разнообразием используемых инструментов, включая духовые, и даже женским хором. Былии приятные сюрпризы, например, трогательная, почти спиритическая "Lassie come home". В общем, альбом получился уникальным, хотя Бернхарду он почему-то менее всего симпатичен.

Почти синхронно с этим альбомом вышла специально укомплектованная для Восточной Германии сборка "Alphaville" самых известных песен группы, и это очень похвально, что ребята первыми из западногерманских групп решились разрушить "железный занавес". А после концертных гастролей в Америке в 1988 году вышел второй "локальный" сборник команды "The singles collection", где присутствовали семидюймовые и двенадцатидюймовые версии "Forever young", "Big in Japan","Red rose" и "Dance with me", призванный раскрутить музыку группы с европейским признанием, но совершенно не известную в США.

В мае 1989 года появился третий студийный диск Alphaville "Breathtaking blue". Группа сменила концепцию, звучание и даже продюсера. Знаменитый синтезаторный гуру Клаус Шульц начал работать с ними и с удовольствием стал продюсером этого творения. Несмотря на это, для Alphaville пути назад к чистому, наивному синти-попу не было. Впервые в своей истории музыканты играли что-то, очень напоминающее поп-джаз, роки элементы классики одновременно. Такими юмористами они еще никогда небыли (прослушайте внимательнее "Ariana" и "Middle of riddle", а лучше раздобудьте лирику - они просто великолепны). Странности и отсутствие коммерческого подхода в большей степени характеризуют этот самый экспериментальный, симфонический и плавный альбом Alphaville.

К сожалению, не унаследовав каких-либо существенных коммерческих жилок, этот альбом не имел широкого "паблисити". К тому же лейбл WEA, крепко подумав, решил не очень-то раскошеливаться на съемку и промоушн первого видеофильма Alphaville "Songlines", саундтреком для которого стали все песни из "Breathtaking blue", кроме "Anyway". Финансовые возможности группы были тоже ограничены, но фильм все-таки появился. Он был готов в 1990 году, и к этому времени успели выйти три сингла из текущего альбома группы "Romeos", "Mysteries of love"и "Summer rain".

Наступило затишье, во многом долгожданное для ребят. Каждый из них получил массу свободного времени, но продолжал заниматься своей работой. Мариан принялся писать песни для своего первого сольника "So long celeste", а Бернхард занялся ремиксами старых, хорошо известных слушателю песен Alphaville, которые очень скоро, в 1992 году, были собраны в одном альбоме лучших хитов "First harvest 1984-92". Здесь были все синглы группы, кроме "Universal daddy" (он просто противен Голду!). Вполне заслуженно в компиляцию было включено по две версии двух самых гениальных вещей Alphaville "Forever Young" и "Big in Japan", а также три песни, которые в свое время не были выпущены на синглах, но определенно достойны этой чести. Это "For a million","Lassie come home" и "A victory of love". В целом новое звучание привычных мелодий не попортило картины, за исключением ремикса "Sounds like a melody".

Практически сразу после окончания работы над этим сборником вышел дебютный сольный альбом Мариана "So long celeste". Конечно же, самыми лучшими песнями в нем стали те, которые могли составить конкуренцию песням группы, но в то же время были не похожими на Alphaville. Особняком стоят две вещи "Today" и "What is love", а также одно из самых удачных сочинений Голда "Legends", которое, к великому сожалению фэнов, оказалось только на обратной стороне сингла "And I wonder", что вышел в компании со вторым синглом из этого альбома "One step behind you"; хуже всех смотрятся целых четыре кавера. Альбом вызывает определенный интерес, но сравниться как по звучанию, таки по философии с минувшими творениями Alphaville он вряд ли может. В 1993 году вышел малоизвестный широкой публике раритетный альбом-сборник некоторых "живых" выступлений Alphaville "History", но о нем мало что известно.

В 1994 году вышел новый альбом "Prostitute", который едва появившись, сразу же снискал славу самого темного, даже черного альбома Alphaville. Опять вариации со стилями от поп и рок до рэггей и перелив настроения от неприкрытой агрессии до интимных переживаний от песни к песне сделали это творение поистине каким-то грозовым с переменной облачностью. Просветами стали только несколько легких и даже в какой-то степени коммерческих треков типа "The impossible dream" (один из двух вышедших синглов) и "Faith", как самая оптимистичная песня на диске. Короче, ничего подобного люди не слышали от Alphaville раньше. Альбом не был подведен под общую концепцию, скорее это сборник из 16 по-своему замечательных историй. Лирика на самом высшем уровне, еще меньше синтезаторов и больше гитары. В общем, чуть ли не самая лучшая симфония в исполнении группы, если попытаться понять до конца все, что было задумано музыкантами.

В 1995 году подошел тот прекрасный момент, когда группа отправилась в свое первое мировое турне. Хотя группой эту практически инородную массу трудно было назвать. Из основного состава поехал только Мариан, но вскоре к нему присоединился и Бернхард. В декабре 1996 году гастроли закончились финальным концертом в немецком городе Люббене, после чего состоялась грандиозная вечеринка в Берлине для всех любителей музыки Alphaville, представившая народу некоторые из песен нового альбома группы. К сожалению, было объявлено, что Рики Эколетте покинул группу. Позже ушел и их постоянный продюсер.

В этом же году вечный холостяк Мариан записал свой второй сольник "United". Этот плод фантазии изрядно постаревшего внешне Голда выглядит еще мрачнее "Prostitute". В нем много горечи и безверия, но, возможно, это самоирония и очень личная лирика, похоже, склоняет именно к такому объяснению происходящего в душе молодого человека средних лет. Этот альбом, пожалуй, самый трудный для восприятия из всего, что когда-либо выходило под вывеской Мариан Голд / Alphaville, но и самый интересный, потому что в корне отличный от всех их работ. Но зачем выпускать его только в ЮАР? То ли он такой личный, что исключительно негры могли его понять, то ли его автор хотел доказать всем, что Мариан Голд - он и в Африке Мариан Голд?!

Большинство из материалов нового альбома группы "Salvation", вышедшего 1 сентября 1997 года, было в той или иной степени написано Марианом, Бернхардом и Риком в небольшом арендованном домике на юге Франции. Они не знали, каким он должен получиться, но что им больше всего хотелось, это остаться верными собственной философии, слегка покореженной последними альбомами. Что бы они ни говорили и пели в 90-х, у них есть и должна быть концепция. Иными словами, это полная спонтанность действий, импульсивность в принятии решений и интуитивность в подборе темы для разговора со слушателями. И в новых они вновь обратились к мистике, доказали существующую теорию о внеземном происхождении человека или по крайней мере его фантазий. Как в старые добрые времена, шальные мысли сами приходили им в головы, а трудолюбивая рука Мариана и музыкальный мозг Бернхарда трансформировали их на язык музыки.

Энди Ричард, известный по работе в творческой группе известного продюсера Тревора Хорна, помогал ребятам на этот раз. Как продюсер, он корректировал авторов в нужные моменты и поддерживал заданный ритм работы. В итоге получился ни на что не похожий альбом, как всегда гениальный по-своему, не похожий на предыдущие. Alphaville в очередной раз подтвердили, что музыканты они замечательные, достойные уважения и подражания. Они вовремя вмешались в географическое распределение регалий в музыкальном мире, где традиционно сильны англичане и американцы. В 60-70-хгодах Германия уже рождала всемирно знаменитых музыкантов, будь то Kraftwerk или Can, но их причисляли больше к экспериментальной музыке "new age"и все сокрушались, почему до сих пор не появилось немецкой супергруппы с приличным вокалом. Alphaville восполнили этот пробел и так и остались единственными в этой нише со стороны немецких представителей "новой волны"!

Источник: музыкальная газета

Если вы заметили какие-либо неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом по электронной почте

См. также: подробная история группы



Hosted by uCoz