Логотип

Alphaville

дископедия > синтипоп > alphaville > обзоры и рецензии

Forever young

дата выпуска: 27.09.1984

Обложка диска «»Что такое "Big in Japan" и "Forever young" для группы с красивым названием Альфавилл? Примерно то же, что для Soft Cell - вещица "Tainted love", а для Eagles - "Отель Калифорния". То есть визитка на все времена, для всех категорий слушателей. Даже те, кто никогда не слышал слов "синт-поп", узнают "песенку про Японию" и "про вечную молодость" буквально с первых аккордов. Редкий сборник "в стиле 80-х" обойдется без этих вещей (ну, по меньшей мере, без ремиксов этих вещей). Создать хотя бы пару песен, которые навсегда войдут в золотой фонд музыки, мечтает любая группа (даже альтернативная, как бы она ни кричала об обратном). Неплохо для дебюта никому не известного немецкого трио, правда?

1984 год. Синти-поп шагает семимильными шагами по Европе, покоряя сердца меломанов синтезаторными ритмами. В Германии пышно расцвела так называемая "новая немецкая волна" (направление, плохо известное нашему слушателю; а жаль). Много рассуждают о "новой романтике" (сами понимаете, у них тогда все было новое, и волны, и романтики), причем, как это ни парадоксально, ярлык "неоромантизма" умудрились прилепить на оголтело-коммерческих Duran Duran. И тут появляются они, трое симпатичных немецких парней, которые играют наивно-чистую, кристальную музыку в модных синти-ритмах. Пожалуй, ни одна из известных мне групп так и не сумела дотянуться до той искренности и света, которую ребята вкладывали в свою музыку. Поймите правильно, это вовсе не гимн Alphaville, далеко не все получалось и у них, в творческом багаже коллектива хватает проходных вещей, да и по части альбомов не очень-то они баловали поклонников (судите сами: пять альбомов, не считая бокса Dreamscapes, за 20 лет существования!) Но вот настроение их музыки - просто нечто. Пожалуй, Marc Almond делал что-то похожее в своем сольном творчестве, но у него все окрашено в куда более мрачные тона. А писать светлую, чистую музыку, не скатываясь к пошлости, куда сложнее, чем "депрессуху гнать", и Альфавилл - живой тому пример. Они всегда стояли скорее где-то над синт-попом, чем находились внутри. И уж, конечно, не играли они диско, как думают некоторые.

(Кстати, при словах "немецкое синти 80-х" большинству в голову приходит Camouflage, обреченный быть тем, чем были Роллинг Стоунз для Биттлз, то есть вечно вторыми… ну, сами знаете, после какой группы. А вот Alphaville с Camouflage даже не сравнивают, хотя оснований предостаточно: обе группы из Германии, обе начали примерно в одно время, обе синти играют.)

Впрочем, сворачиваю пространные размышления и перехожу к делам насущным, то бишь к 10 трекам под эффектным названием "Вечно молодой" (ребята хотели вначале назвать так группу, но потом, наверное, решили, что это будет уж слишком). Как одноименная композиция, так и "Big in Japan" проверку временем прошли, доказав свое право на ту самую вечную музыкальную юность. Поэтому трогать мы их не будем, а поговорим о прочих треках, которые как-то оказались за бортом слушательского внимания. "Sounds Like a melody" - еще один потенциальный хит альбома. Ритмика + великолепная мелодия, + аранжировка + вокал Мариана Голда, которому можно придумать тысячи определений, но они ничего не расскажут. Это надо слышать.

"To Germany with love" - вещь без хитовых амбиций, но на мой субъективный взгляд, настоящая кульминация всего альбома. Она вся такая "неправильная", с этими проигрышами, в которых слышатся стоны вьюги, - настоящее воплощение разгула музыкальной стихии.

"Victory of love" открывает альбом, и недаром. От спокойного начала, символизирующего серый мир обыденности, по нарастающей - выше, еще выше… "She's dreaming a strange dream, where nothing is grey"… "and she's pulling the strings"… Крещендо! "Oh, she's playing with love!" И музыкальная стихия на узких альбомных просторах.

А теперь о грустном. Видимо, решив, что пяти блестящих вещей предостаточно, на оставшейся половине группа… как бы это сказать… отдыхала. И хотя среди этой половины есть довольно миленькие вещи, ничего похожего на синти-гимны романтике вы тут не найдете. "Fallen angel" и "In the mood", в общем-то, напоминают лучшие вещи альбома, но им определенно не хватает энергетики, чувства. А вот про оставшиеся три трека даже говорить не хочется, настолько они бледно выглядят на фоне прочих вещей.

В общем, альбом получился, как и полагается дебюту, весьма неровным. Но не стоит винить за это юное немецкое трио, "они ведь еще не волшебники, они только учатся". А если серьезно, за одну только "Big in Japan" можно простить все остальное.

автор обзора: ReflOM

Afternoons in Utopia

дата выпуска: 05.06.1986

Обложка диска «»Через все двенадцать треков второго альбома Alphaville проходит одно настроение светлого, радостного ожидания. Чего? Видимо, чего-то лучшего, непохожего на нашу серенькую повседневность. В некоторых статьях пишут, что главной идеей альбома была мечта об идеальном мире, мире без войн, проституции и прочих мерзостей. Я бы сказала, что этот альбом, скорее, о мире наших фантазий, открытом для каждого, кто романтик в душе. Но не будем спорить, думаю, каждый найдет в текстах Alphaville то, что близко именно для него.

Одной из главных особенностей альбома является концептуальность. Это было безумно модно в 60-х, во времена расцвета психоделии, но спустя десятилетия выглядит вполне свежо и даже, я бы сказала, стильно. Концептуальность альбома - это, грубо говоря, определенная идея, которая проходит через все вещи альбома. Такая связь обязательно чувствуется в текстовом, а если музыканты достаточно талантливы, то и в музыкальном плане. Alphaville оказались достаточно талантливы.

О текстах альбома можно написать целый трактат, но, как говорится, - "в другое время, в другом месте"… Если вы знаете английский, то, конечно, составите свое мнение. А если нет - его стоит выучить только для того, чтобы понять лирику Alphaville. Нет, правда, она очень красивая. Настоящим романтикам посвящается. Саунд альбома, в общем-то, не слишком изменился со времен дебюта, разве что стал более мягким, умиротворенным. Но ушло что-то очень важное, ушло напряжение, безумный порыв первых вещей. Музыка очень мелодичная, выразительная, и вокал просто потрясает, но не хватает того самого "нечто". Вы послушаете его на одном дыхании, с большим удовольствием. И только когда замолкнет последний аккорд, вдруг поймете, что ни одна вещь не зацепила по-настоящему, так, как "Big in Japan" или "Victory of love" с первого альбома. "After-noons in Utopia" ровный… слишком ровный. Его прослушивание, безусловно, поднимет настроение, но вот выделить песни-"фавориты" будет трудно.

Пожалуй, наиболее ощутимо настроение дебюта в лиричной "Jerusalem" и бодрой, танцевальной "Sensations". Отдельного (похвального) слова заслуживает "Lassie come home", очень нежная, полная тихой печали вещица. Вначале будто плывешь на волнах инструментала (который, как всегда у Alphaville, просто чудо), а потом вступает вокал и совершенно очаровывает. Мариан здесь поет в непривычно спокойной манере и на самых высоких местах, кажется, будто сдерживает свой голос, чтобы не нарушить гипнотически-мечтательный транс. Также радует "Red rose" - веселая, довольно техничная вещь с амбициями танцевального хита. В ней даже веет чем-то рок-н-ролльным, особенно когда звучит это "shake-shake"; так и хочется в пляс пуститься. И все же, эти две оригинальных вещи тонут в море красивых, но однообразно-красивых песен.

Да, кстати, на альбоме есть три миниатюры ("IAO", "20th century" и "Lady bright"), которые смотрятся вполне симпатично, но как-то незаконченно. Вообще, музыкальные миниатюры - штука сложная, полминуты (и даже минуты) зачастую недостаточно, чтобы создать определенное настроение, мелодию и "зацепить" слушателя. Лучшая миниатюра, которую я слышала, это, пожалуй, "Reflection", принадлежащая перу небезызвестных The Cure, да и та все-таки две минуты длится. По всей видимости, самих Alphaville эти миниатюры тоже не слишком удовлетворили, потому что больше они подобных вещей не практиковали. А внимательные слушатели распознают кусочек "20th century" в одной из вещей альбома "Prostitute", о котором речь еще впереди.

Подводя итог, хочется сказать следующее. "Afternoons In Utopia" - очень приятный альбом, местами танцевальный, местами - очень лиричный. Но после "Forever Young" я ждала еще одного шага вперед, которого не последовало: окрыленные первой удачей музыканты решили разрабатывать дальше саунд, принесший им коммерческий успех. Тексты песен, безусловно, стали сильнее и выразительнее, чего нельзя сказать о музыке. Словом, симпатичный альбом, который так и просится в коллекцию.

автор обзора: ReflOM

The breathtaking blue

дата выпуска: 1989

Обложка диска «»Альбом с длинным названием "The breathtaking blue" (которое на русский переводится еще длиннее, нечто вроде "грусть, от которой перехватывает дыхание") очень сильно отличается от прочих работ Alphaville. Разница эта на грани ощутимой, примерно такая же, как между моно- и стереозвучанием. Вроде играют обе колонки, а что-то не то. Вроде на обложке стоит название Alphaville, а все десять вещей пропитаны дыханием Личности. Не группы, как раньше.

Настроение музыки сильно переменилось. Вместо оптимизма первых работ - светлая грусть. Грусть, которая незаметно обволакивает и уносит куда-то ввысь, делая чище и лучше. "Breathtaking blue", и этим все сказано. "Мы плывем по озеру наших снов, и мир - плачущий клоун, и никто не может сказать, реальность ли это". Ностальгия по всему прекрасному, по всем чудесам, которые покинули этот мир… а потом вдруг луч надежды, и он тает вместе с воспоминаниями. "Я не перестану любить тебя", но "наша любовь больше, чем наши жизни". Еще так много впереди, и не время подводить итоги, но вместо яркой радуги ранних Alphaville - нежно-лунные тона блюза. И чувствуешь: что-то изменилось. Может, это и называется "взросление".

"Mysteries of love" - это такое напоминание о прошлом, квинтэссенция той романтической устремленности к небу, веры в волшебство. Она пропитана юным оптимизмом времен "Victory of love", но слишком часто повторяется "им никогда не понять", и слишком отчаянно звучит вокал Мариана, чтобы поверить до конца в этот оптимизм. Тень печали делает вещь просто неповторимой. Кажется, ничего лучше нельзя написать, чтобы и порыв, и счастье, ветер в лицо, и привкус слез…

Нет, можно. И называется это - трек №7, "For a million". Он немного печальнее, немного сильнее вкус слез, но тем прекраснее звучит этот гимн вечной любви. И волшебство снова очаровывает, унося на крыльях кристальной, хрупкой мелодии за горизонт реальности.

Эти две композиции - пожалуй, лучшее, что досталось нам из раннего наследия группы. Есть, правда, еще трек под названием "Romeos", который даже был выпущен синглом. Он слегка напоминает хиты прежних времен, особенно общим настроем, но совершенно лишен мелодичности, которая всегда присутствовала у Alphaville, даже в самых танцевально-ориентированных вещах. Вроде и ритмика что надо, и вокал, как всегда, великолепен, ан нет, не звучит. Текст этой вещички вполне симпатичный, но у Alphaville бывали тексты и получше. Словом, "Romeos" - та самая ложка дегтя в бочке меда, одна из наиболее слабых вещей альбома.

Собственно, тремя названными вещами исчерпывается тот Alphaville, который мы знали и любили. Дальше начинается нечто, прямого отношения к синти не имеющее. "Ariana" - весьма динамичная песенка, сделанная "под рок-н-ролл". Это, я бы сказала, своего рода интермедия, одна из тех вещей, которая не позволяет грусти альбома превратиться в тоску зеленую. Ироничный текст пришелся как нельзя кстати, доказав, что группа умеет не только вздыхать, глядя в небо, но и улыбаться. Но мне, честно говоря, больше пришлась по душе другая "улыбка" Alphaville - "Middle of the riddle". Она такая, слегка в духе Yello, с их шуточками и нетривиальной музыкой, однако проскальзывают в ней и задумчивые нотки. Что же касается "Арианы", эта вещь вполне ничего, но ее рок-н-ролльная направленность мне категорически не нравится. Нет, я против рок-н-роллов ничего не имею, когда их исполняют Чак Берри или Джерри Ли Льюис. Однако каждому свое!

Инструментал "Patricia's park" тоже хорош по-своему, да и аранжирован интересно, но страдает бедой большинства инструменталов - отсутствием прописанной мелодии.

Что же касается "Summer rain", "She fades away", "Heaven or hell" и "Anyway", я бы охарактеризовала их одной фразой: великолепные поп-баллады. Не пожалейте времени, послушайте, они того стоят.

Ну, вот и отзвучали последние аккорды последнего альбома Alphaville 80-х. Такого разного, местами спорного, но по-прежнему щемяще светлого и чистого. Может, в нем слишком много было лирики. Может, что-то не очень получилось. Но я недаром перечислила в обзоре все песни из треклиста: каждая из них достойна вашего внимания. А сумеют ли они заслужить вашу любовь - время покажет.

автор обзора: ReflOM

Catching rays on giant

дата выпуска: 2010

Обложка диска «»Новая пластинка, к чести Мариана Голда, не ставит целью повторить знаменитый альбом 1984 года "Forever young". Благо, это было неоднократно сделано всевозможными дискотечными кудесниками. В 2001 году силами самых модных на тот момент клубных персон был осуществлен проект "Forever pop", составленный из ремиксов на известные номера Alphaville. Танцевальную линию евро-данса по мере сил и возможностей 55-летний вокалист реализует на альбоме "Catching rays on giant".

Сочный бит, хватающий слушателя за уши и ноги с первой песни "Song for no one" доходит до состояния чрезмерной танцевальности к 4 треку "The things I didn't do", больше подходящей для Modern Talking. Свои вокальные данные Мариан Голд в полной мере демонстрирует в "Heaven on Earth" и еще более лирической "Deep", чтобы снова впасть танцевальные эксперименты, пожалуй, в худшем номере альбома "Gravitation breakdown". Неожиданным светлым пятном в череде стучалок и медляков стала спрятавшаяся под 10 номером "Call me down". Конечно, это тоже евроденс, но сделанный со вкусом, и более похожий на Pet Shop Boys, нежели на прямолинейные немецкие танцевальные конструкции. Ближе к финалу припасена новая вариация на тему "Dance with me", названная "Phantoms" и многослойная "Miracle healing", возвращающая нас во времена, когда Alphaville на диске "The breathtaking blue" экспериментировали со стилями и звуками.

Нет никаких сомнений, что за всем проектом "Catching rays on giant" стоит желание заработать денег на ностальгических воспоминаниях слушателей. Несмотря на то, что внешне Марианн Голд изменился до неузнаваемости, его голос по-прежнему сильный и чистый. Немецкая публика оценила новый диск, который через четверть века вернул Alphaville в Топ-10 национального хит-парада.

автор обзора: C. Пoпoв

Если какая-либо из рецензий вам показалась не очень удачной, вы можете выслать нам свою версию по электронной почте, либо оставить текст рецензии в разделе комментариев.


Hosted by uCoz