Логотип

Depeche Mode

дископедия > синтипоп > depeche mode > обзоры и рецензии

Speak & spell

дата выпуска: 1981

Обложка диска «»"Speak & spell" выглядит самым беззаботным и легким альбомом группы из всей её дискографии. В те времена, когда "Speak & spell" записывался, участники DM были молоды, и для большинства из них музыка была способом заработать денег. К своей работе серьёзно относился только Дэвид Гэхан.

"Speak & spell" стал альбомом, который открыл миру феномен Depeche Mode. Кому-то он может показаться слишком попсовым, простым и по-детски наивным, но такое мнение зачастую возникает у людей, которые столкнулись с творчеством участников DM на более позднем этапе или же знают их, как своеобразных революционеров в музыке 80-х. Хоть голос Дэйва ещё суховат, а Мартин пока что звучит очень наивно, стоит всё же отдать должное композициям группы - написаны они профессионально.

Позже Мартин Гор вспоминал: "Винс работал над песнями в одиночку, и сам записывал демо, делал аранжировки, - и приносил материал в студию. Всё что оставалось после этого сделать - это записать его".

У Винса получился легкий и жизнерадостный альбом, как впечатление от поездки в автобусе - все жужжит, трясется, колдобины попадают под колеса, но в этом-то и всё удовольствие! А за окном картинки сменяют одна другую - такие интересные картинки, яркие и необычные. Этот альбом о жизни, на которую смотришь и которую пробуешь, когда ты молод, когда ты не хочешь ничего анализировать, а просто хочешь ею наслаждаться. Недаром он называется SPEAK (говори) & SPELL (произнеси по буквам, распробуй слово на вкус), потому что, чтобы получить от него удовольствие, надо его просто покатать на языке - как молодое вино.

С содержательной точки зрения тексты альбома носят очень абстрактный и, не побоюсь этого слова, импрессионистский характер. А это значит, что, при переводе песен на русский язык, вы можете столкнуться со сложностью связать все увиденные вами слова в единый смысл. Этот альбом требует самого виртуозного знания языка среди других альбомов Depeche Mode - причем не только стандартной грамматики, но и подросткового слэнга, плюс - недюжинной интуиции и знания психологии.

О чем же пел Винс голосом Дэйва? С одной стороны, он пел об отношении к женщине и ее месте в мире мужчины. Но! В отличие от Мартина, для которого отношения с женщиной приобретали навязчивый, плотский и мучительный характер, Винс декларирует совершенно иное видение. Для него женщина - это игрушка, которой можно управлять ("Puppets"), создание, которым можно насладиться, которое обладает определенным очарованием, но не стоит того, чтобы относиться к ней серьезно ("Someties I wish I was dead").

С другой стороны, он пел про взаимоотношения между мужчинами - молодыми взрослеющими мужчинами, - о том, что происходит между ними, когда они собираются вместе, как они воспринимают женщин, как они воспринимают друг друга. И здесь чувствуется, что ему очень по душе эти компании парней, которые всегда найдут общий язык, которые - настоящая банда ("Boys say go!"). И одновременно в нем присутствует любование мужчиной ("What's your name"), красивым молодым парнем, чей вид вызывает у всех зависть и желание подражать. И Винс завидует, и хочет подражать... и, похоже, даже любит этого человека. Как друга? Как брата? Как любовника? Как идеал? Какая разница?

Занятно, что в творчестве Мартина тема взаимоотношений между мужчинами почти не получила продолжения. Последний раз он упомянул об этом в "Never let me down again", а дальше окончательно решил разговаривать либо с высшими силами, либо с собой, либо со слушателем, либо с женщиной.

И, все же, отнюдь не весь "Speak & spell" дышал беззаботностью. Есть в нем два трека, которые несколько отличаются по настроению от всего альбома. Это "Tora! Tora! Tora!", затронувшая тему атаки японцами Перл Харбора, и инструментальная композиция "Big muff". Обе эти песни были написаны Мартином Гором и выглядели более зрелыми и серьезными, нежели произведения Винса, которые касались самых незамысловатых тем.

Среди общей легкости, непринужденности и веселья в "Speak & spell" смутно просматривается какая-то общая линия. В целом же, этот альбом скорее спонтанный, нежели концептуальный, и в этом заключается его прелесть, а может и недостаток, как могут решить некоторые.

О песнях:

New life – как и полагается первой песне на альбоме, она прекрасно разогревает и подготавливает слушателя к тому, что его ждет впереди, задавая общий жизнерадостный и энергичный тон.

I Sometimes wish I was dead – песня довольно заурядна, но тоже не лишена обаяния.

Puppets – в песне используется довольно интересный, ритмичный и грубоватый звук - и это делает ее своеобразной.

Boys say go! – начало этой песни вызывает ассоциацию со скандированием болельщиков на футбольном поле, дальше идут забавные сэмплы и очень наивный текст - вот и все, что можно сказать о композиции в целом.

Nodisco – стандартный дискотечный трек.

What's your name? – очень весёлая песня. По прошествии времени Мартин и Энди вспоминают её, как самую неудачную в истории группы.

Photographic – это очень сильная песня, которая была написана и записана Depeche Mode еще до Speak & spell для сборника Some Bizzare. В этом сборнике Photographic звучит энергичнее и сочнее, но и в альбоме она не лишена колорита.

Tora! Tora! Tora! – несколько суровый и жесткий минорный оттенок придает песне оригинальности и делает одной из запоминающихся на альбоме.

Big muff – инструментальная композиция с довольно интересной и незаурядной аранжировкой.

Any second now (voices) – очень милая, мелодичная композиция Винсента в исполнении Мартина Гора.

Just can't get enough – еще одна яркая песня, чья мелодия и ритм открыли группе дорогу в чарты. Даже если вы ничего не знаете о раннем творчестве Depeche Mode, эту песню вы наверняка слышали, потому что она стала третьим и самым хитовым синглом группы ещё в 1981 году.

Dreaming of me – песня, ставшая первым синглом, запущенным на радио. На тот момент у группы не было денег на съемку видео-клипа, но композиция, безусловно, обладает индивидуальностью и интересным звучанием.

Если вы не являетесь поклонником группы, и само название Depeche Mode вам мало, что говорит, то этот альбом вам вряд ли понравится, а если и понравится, то не даст вам представления о музыке DM в целом. Ну, а если вы, любя эту группу, не очень сведущи в ее раннем творчестве и хотите с ним познакомиться, то прослушивание "Speak & spell" поможет вам понять, чем занимались Depeche Mode в начале своей карьеры.

авторы обзора: Александр & Zoe

A broken frame

дата выпуска: 1982

Обложка диска «»"A broken frame" был вызовом для всех оставшихся участников группы. После успеха предыдущей пластинки "Speak and spell" в 1981-м году, один из основателей коллектива - Винс Кларк - оставил Depeche Mode. Группа осталась без композитора. И, поскольку у Мартина Гора был опыт в написании песен, то он и взял на себя обязанность творить.

Об этом альбоме говорили многое. Кто-то считал, что Depeche Mode будут почивать на лаврах после первого, пусть и небольшого, успеха. Кто-то, напротив, отметил, что ребята начинают взрослеть. Песни группы стали более мелодичными, серьёзными, а некоторые даже обрели филосовский смысл. Depeche Mode уже не походили на беззаботных мальчишек, поющих незамысловатые песни. С этого момента им больше подходило название "группа, смотрящая в будущее".

Мартин Гор вполне справился с возложенными на него обязательствами, но возникли и новые сложности. В отличие от Винса, который приносил, фактически, готовый продукт, который оставалось только записать, Мартин приходил с сырым материалом, записанным под аккомпанемент единственного инструмента. Флетчер вспоминал: "Для нас это было в новинку, работа Винса и Мартина в студии сильно отличалась. Но мы были горды тем, что сделали. Мы написали басовые и даже ударные партии самостоятельно".

На этой пластинке уже можно услышать сочетание жесткого и мягкого звука, что станет характерной особенностью следующих альбомов и, наверное, самой их привлекательной чертой.

"A broken frame" получился протяжным и унылым - иногда мрачноватым, иногда светлым, с небольшими вкраплениями сдержанного, еще не выветрившегося веселья. Да, он неровный. До половины он несет в себе отпечаток щемящей грусти, пересыпанной необычными щелкающими сэмплами - диссонирующая нисходящая аранжировка добавляет композициям тревожности. И вдруг это томное напряжение обрывается на фантастической, энергичной и очень мечтательной "Nothing to fear". А после - зудящий привет из первого альбома - "The meaning of love", который вновь сменяется грустью - на этот раз светлой, а в конце - воздушно-прогулочная, парящая в облаках "The sun and the rainfall".

В отличие от первого альбома, "A broken frame" уже связан с будущими пластинками общей атмосферой, стилистикой, и в нем, хоть и размыто, просматривается концепция. Мартин даже рискнул вставить в альбом две композиции, написанные им в подростковый период. Это "A photograph of you" и "See you". И, если вторая вполне гармонировала с общей стилистикой, то первая жизнерадостно разбавляла его пессимистичный настрой.

Новый альбом - "A broken frame" - это совсем не продолжение "Speak & spell", это, фактически, новая страница, раскрытая группой, чтобы заполнить ее своими будущими творениями.

О песнях:

Leave in silence – трек неплохо смотрится в начале пластинки и демонстрирует новое богатство звуковых приемов. Эту песню называют "Классика Мартина".

My secret garden – в этой композиции особенно видно, насколько глубоко и детально продумана ее аранжировка.

Monument – эта песня, что называется, "на любителя" - этим она и уникальна. В ней начинают появляться любимые Мартином довольно специфические диссонирующие, немного стеклянные сэмплы.

Nothing to fear – инструментальный мелодичный трек, выполненный в классической для Depeche Mode манере.

See you – лиричная и простая песня, с выдержанным в духе альбома звуком.

Satellite – за тревожным началом скрывается покой. Глубина басов при громком прослушивании позволяет почувствовать глубокую умиротворённость этой песни.

The meaning of love – эта песня кажется отголоском первого альбома, своеобразным "до свидания" Винсу Кларку.

A photograph of you – очень торжественная и положительно заряженная композиция. Весёлая, что редко случается с Мартином, и мелодичная, что, наоборот, для него характерно. "Настоящая поп-композиция" как её называют.

Shouldn't have done that – песня, исполненная Дэйвом и Мартином. Скрытый в ней пессимизм показывает Гора, как многогранного автора.

The sun and the rainfall – сильный трек. Многие из тех, кто работали над альбомом, отзываются об этой композиции, как об одной из самых лучших на альбоме. Она привлекает гармоничным сочетанием жестких басов и удивительной плавной воздушности аранжировки, и красивой мелодией. Эта песня показывает нам, в каком направлении будет двигаться группа дальше.

После выхода "A broken frame", группу Depeche Mode стали бойкотировать на радио, ссылаясь на то, что в альбоме нет песен, подходящих для широкой ротации. Говорили, что все композиции звучат одинаково скованно. Кому-то даже показалось, что они звучат неинтересно и уныло. Сейчас, когда "A broken frame" стала в ряд со всеми альбомами Depeche Mode, эти утверждения уже не кажутся безусловно верными. В этом альбоме начал проступать своеобразный почерк Depeche Mode, который выделил его из ряда других альбомов других групп. Все, кто раньше не сталкивался с творчеством DM, могут после первого прослушивания задвинуть этот "убаюкивающий" альбом поглубже на полку до лучших времён. Для настоящего же ценителя группы этот альбом будет интересен - ведь с него, фактически, все и началось.

автор обзора: Александр

Construction time again

дата выпуска: 1983

Обложка диска «»"Construction time again" стал для Depeche Mode новым экспериментом. К тому времени к группе уже примкнул четвёртый участник Алан Уайлдер. Поскольку Алан был профессиональным музыкантом и хорошо разбирался в аранжировках, ему была доверена работа со звуком и всевозможной аппаратурой в студии. К тому же, с приобретением нового оборудования, в том числе сэмплеров, у группы появились новые возможности. Позже Уайлдер вспоминал: "Я полагаю, что это был поворотный момент в музыкальной карьере DM". Благодаря новой технике группа смогла использовать в своих аранжировках почти любой звук, который можно было извлечь из окружающего мира, захватить его, оцифровать и довести до ума.

Альбом, рожденный при участии творческой музы и технического прогресса, получился чересчур "электронным" для своего времени. Звук стал более жёстким, индустриальным, а лирика, словно подчиняясь новому звучанию, затронула политику и насущные социальные проблемы. Также Мартин Гор приобрел некоторый опыт в создании демо-записей, и приносил в студию уже почти законченные и подготовленные к записи песни. Аранжировки в них стали богаче, появились ударные и басовые партии, так что, услышав предварительную версию, уже можно было понять, как песня будет звучать в альбоме.

После первого прослушивания этот альбом создает неоднозначное впечатление. Он может показаться довольно абстрактным, не очень понятным, не вызывающим спонтанную эмоциональную реакцию. Скорее, за некоторым исключением, он похож на некий аппарат, чудо механической мысли, который живет по своим законам. Мы слышим звон перекатывающихся цепей, глухое эхо труб, стук кувалды, промышленный грохот - и вдруг неожиданно в этот шум стройки вклинивается акустическая гитара. В большинстве песен аранжировка идет параллельно вокалу, иногда даже никак его не поддерживая, что тоже стало своеобразной чертой этого альбома. И все это - аранжировка и вокал - очень грамотно сведены воедино, приправлены синтезатором и слушаются довольно занятно.

Кстати, Алан Уайлдер внёс и свою лепту в альбом, написав пару неплохих песен. "Two minute warning" и "The landscape is changing" - полноправные работы Алана, которые демонстрируют профессионализм их автора в написании песен и аранжировках. Но далеко не все аранжировки делал сам Уайлдер, он, скорее, вносил некоторые изменения и экспериментировал со звуком. В обработке песен принимали участие Гарет Джонс, Дэниэл Миллер, Мартин Гор и некоторые приглашённые инженеры по звуку.

Эксперименты со звуком сформировали образ Depeche Mode, как развивающейся и мыслящей команды. Теперь музыка группы привлекала к себе все больше внимания, ведь у DM есть, что сказать, как в музыкальном, так и в лирическом плане, и это заставляет слушателей задуматься над альбомом и его содержанием.

О песнях:

Love in itself – данный трек сразу же заявляет о новом качестве звучания, который приобретает группа с этого альбома, сочетая в себе механические звуки и живую гитару. Но по мелодичности и гармоничности аранжировки песня оставляет желать лучшего. Алан в своих мемуарах написал о ней следующее: «Вообще-то это был жуткий трек. Хотя бы потому, что с первого же раза, когда мы услышали демо, он стал постоянным объектом для шуток - куплеты звучали, как ритм колыбельной песенки. Не скажу точно, какой именно, но почти уверен, что это колыбельная "Ugly duckling" (гадкий утёнок). Когда на Мартина надавили, он признался, что фактически построил свою песню на основе "Гадкого утёнка", и, боюсь, я никогда уже не смогу ее серьезно слушать».

More than a party – энергичный трек с жёстким звучанием и ускоряющимся ритмом. К сожалению, с мелодией в нем, как и в предыдущем песне, туговато - похоже, что он тоже был призван продемонстрировать то богатство звуков, которое музыкантам удалось захватить и использовать.

Pipeline – самая экспериментальная вещь на альбоме: в нее, кажется, были вплетены все возможные звуки, которые можно уловить на стройплощадке. Участники группы рассказывали, что песня была записана без особых студийных эффектов. Все звуки были "пойманы" на улице, так же как и голос Мартина. Некоторые критики сходятся во мнении, на эту песню, точнее - на то, как она звучит, повлияло творчество группы Einsturzende Neubaten, которая была у DM в большом почете и тоже экспериментировала в этой области.

Everything counts – явный лидер среди остальных песен, один из тех хитов, который переживет долгие годы и останется в сердцах поклонников группы. Она сочетает в себе обманчиво простую и ироничную лирику с идеально цепляющей, но необычной аранжировкой, смешивающей металлический скрежет и мелодичность, и отчетливые фанк- и хип-хоп ритмы.

Two minute warning – одна из композиций Алана. Благодаря оригинальному звуковому ряду и необычной ритмической структуре, она звучит живо и динамично.

Shame – определённо сильная работа, в которой себя особенно раскрыл Дэйв: его голос звучит очень артистично и уверено на фоне замысловатых ритмов.

The landscape is changing – и снова трек Алана, выдержанный в сложной, характерной для всего альбома стилистике. Ближе к концу песня превращается в инструментальную проекцию с дробным ритмом и задумчивой аранжировкой. Кстати, в инструментальной части были использованы фрагменты речи из песни немецкой группы Einsturzende Neubaten.

Told you so – забавная мелодия, серьёзный текст, меняющаяся структура песни. Эту композицию можно назвать самой динамично развивающейся на альбоме.

And then... – очень подходящий трек для завершения альбома. Размеренный, плавный, мелодичный.

Этот альбом можно назвать вехой в музыкальной эволюции Depeche Mode от поп-исполнителей до более жёсткого индустриального жанра. "Construction time again" остаётся одним из самых загадочных и лаконичных альбомов в дискографии DM.

автор обзора: Александр

Some great reward

дата выпуска: 1984

Обложка диска «»Итак, эксперименты машины под названием Depeche Mode продолжаются. И если на предыдущем альбоме музыка группы приобрела новое звучание (главным образом, благодаря сэмплированию звуков и применению новейших технологий), то "Some great reward" пошел по пути её совершенствования. Кроме того, совершенно очевидным становится прогресс Мартина Гора, как автора песен: все больше становится мелодичных песен, все более глубокими и завораживающими становятся тексты.

Но не один Мартин отличился в этом альбоме - работы хватило всем. В "Some great reward" участники группы оттачивали свое мастерство владения звуками и их оформления в музыкальную композицию. В нем можно услышать живые инструменты - такие, как пианино и гобой, - и, одновременно, звуки велосипедных спиц, бой кувалды о бетонную плиту и другие эффекты. Для Depeche Mode становится характерным использование оригинальных перкуссионных установок, в которых использовались самые необычные объекты - металлические листы, рельсы и т.д. С их помощью Мартин, Алан или Энди извлекали новые и интересные звуки прямо на сцене во время выступления.

Первый сингл альбома "Some great reward" - "People are people" - стал самым продаваемым в Европе, хотя позже Мартин Гор признался, что для него это было неожиданностью: "С моей точки зрения, песню сильно переоценили". А Алан Уайлдер его поддержал: «"People are people" была явным номинантом на премию "худшая лирика"». Но, несмотря на такие заявления, на экономию при записи и программировании (они происходили не в основной студии, а в узкой комнатке), несмотря на слабую лирику и "оригинальные" рифмы, этот трек вырвался в лидеры хит-парадов.

В целом альбом рождает атмосферу беспокойства, нетерпения и томления, которые то усиливаются, то слабеют. Мертвые звуки - металл, звон и глубокие сочные ударные - создают ощущение "музыкальной шкатулки", которое, сочетаясь с талантом Мартина-композитора, живыми инструментами и прочувствованным вокалом, создают контраст мертвого и живого, бездушного и духовного, что и становится концепцией этого альбома. В "Some great reward" Depeche Mode демонстрируют выдержанный и качественный материал, построенный вокруг заданного стиля и уже практически сформировавшегося фирменного звучания - как его любят называть.

Еще одно достижение альбома - это уверенный вокал Дэйва, который уже не тонет в аранжировках, а звучит на равных с ними. И, не смотря на общую концепцию и стилистику, каждая песня - это законченное самостоятельное произведение, привносящее свой оттенок в общую беспокойную атмосферу. Напряжение то нарастает с резкой и интригующей "Something to do", то замирает в механической и замысловатой "It doesn't matter". Оно сходит на нет в мягкой акустической "Somebody" в исполнении Мартина, и снова взмывает ввысь в вызывающе грохочущей и компрометирующей "Master and servant". В альбоме есть и авторская работа Алана Уайлдера - насыщенная звуками "If you want", полная скрытого томления и вполне поддерживающая концепцию альбома.

Альбом завершает шокирующая апофеозная "Blasphemous rumours". В ней мертвое и живое предстает в самом драматическом сочетании: стеклянный звон и металлический грохот звучат, как похоронный набат, а протяжный и мощный вокал Дэйва усиливает общее мрачное ощущение от песни, которое неожиданно сменяется взмывающими вдохновенными проигрышами, рождающими музыкальные образы душ, летящих вверх.

О песнях:

Something to do – интригующая, динамичная и неоднозначная песня, задающая общий беспокойный тон. Вероятно, поэтому её и поставили в начало альбома.

Lie to me – мелодичная, спокойная, ненавязчивая композиция.

People are people – специфический трек. Вначале он грохочет, сочетая металлический звон и бой кувалдой по бетонным трубам с густыми басами, затем резко меняет ритмический рисунок, вступает "фирменный хор", за ним - вокальные партии, - и довольно ровное окончание.

It doesn't matter – красивая и сложная мелодия льётся на фоне механических плавающих сэмплов. Голос Гора в этой композиции практически идеален.

Stories of old – восходящее вступление, сменяющееся петляющей мелодией со сложным, немного рваным ритмом. Аранжировка создаёт впечатление игры звуков с голосом. Артистичный вокал создают лёгкую интригу в настроении песни.

Somebody – первая по-настоящему романтическая баллада DM. На звуки тихого ветра, детских голосов, биения сердца, далеких шумов улицы и пианино ложится удивительно завораживающий голос Мартина, пронзительно поющий о любви. Эта песня была записана Гором в обнажённом виде. Он объясняет: именно так я смог слиться с песней и полностью ей отдаться.

Master and servant – одна из самых темпераментных композиций на альбоме - в ней гармонично сливаются живая запоминающаяся мелодия и необычные, резкие, грохочущие звуки. Это яркая и динамичная песня, скандальная своей садомазохистской направленностью.

If you want – песня Алана Уайлдера. Ритмичная композиция с очень яркой и насыщенной звуковой гаммой. Аранжировка сильнее мелодичности трека, но это никак не сказывается на его качестве.

Blasphemous rumours – красивая мелодия, размеренные партии ударных и басов. В этой песне звуки извлекаются не только при помощи синтезаторов и сэмплов, но и из велосипедных спиц, и даже из настоящего живого гобоя. Медленная, лирическая, философская песня.

По сравнению с предыдущими альбомами "Some great reward" - практически первый, в котором качество звуков во всех треках отшлифовано до совершенства. Теперь Depeche Mode может говорить о собственном "фирменном" звучании. В альбоме нет намёка на проходные песни, и он может заинтересовать человека, который не очень знаком с творчеством DM. Хотя Мартину Гору и кажется, что этот альбом - сильный среди слабых, но "Some great reward" - это установление нового уровня качества для группы.

автор обзора: Александр

Black celebration

дата выпуска: 1986

Обложка диска «»"Black celebration" стал первым тяжелым испытанием для группы. Четыре долгих месяца Depeche Mode, Гарет Джонс и Дэниэл Миллер записывали и шлифовали этот альбом в студии. Дэниэл вспоминает: "Порой при записи я ощущал, как всем становится тесно в студии". После записи альбома Мартин впал в депрессию из-за сложившихся натянутых отношений в студии и говорил журналистам, что DM, возможно, больше не запишут ни одной пластинки. Алан же объяснял тяжелую обстановку обычным рабочим процессом. Участники Depeche Mode слишком много времени провели вместе в закрытом пространстве, под одной крышей, и это повлияло на отношения внутри группы.

"Black celebration" называют эпохальной работой, потому что в ней группа окончательно определяется в том направлении, в котором будет двигаться дальше. Альбом стал последним в серии работ, чьим девизом был: "сэмплируй всё подряд". DM хотели двигаться дальше не только в экспериментировании со звуком. Именно при записи этого альбома чётко сформировалась роль каждого участника группы в работе над музыкой. Алан Уайлдер начал проявлять больше инициативы и предлагал двигаться к более мрачному звучанию. Работа Мартина стала продуктивней. Теперь он сам мог писать полноценные электронные песни и больше ориентировался на людей, которые работали с аранжировками и звуком. Что касается мелодичности альбома, то здесь она представлена в лучших традициях.

Альбом практически пропитан депрессивным и меланхоличным настроением. Даже такие песни, как "A question of time" или "New Dress", звучат меланхолично, не смотря на всю свою динамику. Кроме того, в "Black celebration" заметны очень резкое взросление группы, отход от их основных поп-мотивов и смена стиля на более жёсткий. Некоторые композиции начинают демонстрировать минимализм Мартина в написании и видении своих песен. Он исполнил на альбоме четыре песни, что не характерно для предыдущих работ Depeche Mode, где Гор пел всего по одной-две. За исключением "A question of lust", практически все песни в исполнении Мартина имеют только по 2-3 звуковых аккомпанемента. А в "Sometimes" звучит одно лишь пианино c добавленным эффектом сильного эха для голоса.

Большинство песен, а, точнее, практически все, записаны с эхо, и это становится объединяющей особенностью всего альбома, добавляет в него атмосферности за счет аранжировки и стиля звучания. Голос Дэйва шлифуется много раз после записи, почти каждый звук задаёт настроение песням.

Многих фэнов "старых" поп мотивов DM немного разочаровывает факт смены звучания. Одни критики пишут, о том, что DM начинают тихо умирать как группа, другие - что DM взрослеют, как и положено настоящей группе.

Из всех ранних работ этот альбом получился наиболее целостным - не только по атмосфере, но и по подбору композиций. Начинается все "ударно" и торжественно, не раскрывая перед слушателем всего того, что его ждет впереди. Потом он плавно пригасает, поддерживая общий ритмичный и угрюмый тон звучания. Затем все сменяется мелодичной лирикой с жестким фоном. Потом идёт затишье со скромным звуком пианино, а далее, нарастая по темпу, альбом погружает в атмосферу грусти и меланхолии. От грусти - снова к ритму и напору, и так по синусоиде, не давая предугадать, как будут развиваться события, какое настроение на подходе. От ритмического разгона к почти полной остановке, а потом эта остановка сменяется чем-то тоже неторопливым, но преподнесенным иначе, с иронией, и дальше снова меланхолия, но с тревогой и опаской. В конце это беспокойство растворяется в мягкости, словно совершая последний подъём, и уже тогда пропадает окончательно, оставив целую бурю ощущений.

О песнях:

Black celebration – начать альбом с одноимённой композиции, пожалуй, было одним из самых правильных решений. Она как бы начинает всё действие и приводит все составляющие этого механизма в движение. Песня начинается с оцифрованных слов "black celebration". Работа очень чётко отражает настроение альбома.

Fly on the windscreen - final – один из миксов на одноимённый бонус трек, вышедший в 85-м году. Алан Уайлдер попросил остальных участников, что бы эта песня вошла в альбом. В итоге трек был слегка изменён. В него добавили эхо и несколько эффектов, что бы он влился в альбом полностью.

A question of lust – композиция отличается мягкостью мелодии на фоне ударных и электронного аккомпанемента. Говорили, что это был любимый трек Джорджа Майкла, на который он сделал свой кавер. Но по ходу событий мы его, скорее всего, никогда не услышим в исполнении Джорджа.

Sometimes – плавная акустическая песня, исполненная на пианино. Её недостаток или преимущество в том, что песню снабдили эффектом сильного эха голоса.

It doesn't matter two – показательный минимализм, отсутствие ударных, и некая атмосфера печали мелодии исполнена Мартином практически идеально.

A question of time – выдержанный в стиле всего альбома трек. Ритмичный, насыщенный басами. В композицию для большего эффекта вошла засэмплированная гитара. Опять же, как и во всём альбоме, в песню было добавлено эхо.

Stripped – трек начинается с удара по клавишам и засэмплированного звука двигателя мотоцикла, работающего вхолостую. Также в атмосферной партии баса были добавлены звуки фейерверков и звук зажигания Порше 911, принадлежащего Дэйву. Все эти звуки были записаны Гаретом Джонсом в гараже при помощи специальной установки. Микрофоны пришлось устанавливать на разной высоте и расстоянии, что бы достичь нужного эффекта. Даже фейерверки запускались под нужным углом. В трек также были добавлены специфические ударные запрограммированные на драм-машине.

Here is the house – песня начинается с тиканья часов. Мелодизм и общая звуковая палитра, глубокие басы, мелодичные проигрыши создают особую атмосферу для трека.

World full of nothing – ещё одна коротенькая песня, исполненная Мартином Гором, о первых отношениях между мальчиком и девочкой. Тема многим знакомая. Музыкальный ряд ограничивается постукиванием и несколькими аккордами. Но и в этой песне случаются волнующие моменты, не смотря на бедную, но красивую палитру звуков.

Dressed in black – красивая, мелодичная песня. Протяжная, волнующая.

New dress – динамичный трек, одинаковый по своей звуковой концепции, который удачно заканчивает весь альбом ударом по клавишам пианино, почти так же как начинается песня stripped. Компрометирующий текст с посылом в адрес принцессы Дианы.

Данная работа стала пятым альбомом для Depeche Mode, и третьим для Алана в группе. В альбоме нет ни одного проходного трека, что уже неоднократно демонстрировалось ранее. После этого диска группа перестала сотрудничать с Гаретом Джонсом и Дэниэлом Миллером, что дало DM почву для самостоятельной работы, новых экспериментов и сотрудничества с новыми людьми. Альбом прочертил еще одну черту в творчестве Depeche Mode, давая понять, что таких песен, как раньше, уже не будет. Эти заявления одновременно и обманчивы, и подлинны. Фактически, уже никто не знал, что ожидать в следующем альбоме машины под названием Depeche Mode, которая только набирала свои обороты.

автор обзора: Александр

Music for the masses

дата выпуска: 1987

Обложка диска «»Альбом "Music for the masses" вместе с Depeche Mode продюссировал Дэйв Бэскомб. Вернее, Бэскомб играл роль инженера, нежели продюсера, поэтому альбом можно смело назвать по большому счёту творением Depeche Mode.

Если предыдущие работы были экспериментами со звуком, то на новой пластинке участники группы основной акцент делали именно на музыке. И это очень заметно с первой же песни. Алан Уайлдер теперь больше работал с аранжировками. В частности Алан использует сэмплы других групп. Алан и Мартин много работают вместе, оттачивая треки и доводя их до совершенного звучания.

Именно в этом альбоме Depeche Mode можно услышать много гитарных вставок. Раньше они практически их не использовали. Минимализм, нейтральная атмосфера звука и холодные сэмплы - это основная задумка альбома. Depeche Mode, как всегда, решили рискнуть, и у них это вышло как никак лучшим образом. Ведь "Music for the masses" - это нечто совершенно другое, отличное от всего, что мы делали до этого, - говорили те, кто работал над этим альбомом. Все отмечали, что звук и стиль в этой работе Depeche Mode снова поменялись. После выхода альбома Дэйв вспоминает, что это было лучшее время DM: - «"Music for the masses" отличался от "Black celebration". И это очень сильно повлияло на большие продажи, нежели предыдущий релиз». Эндрю назвал этот альбом легендарным. Мартин характеризовал его, как очень саркастичный.

Концептуально альбом очень проработан и целостен. Он начинается с высокого подъёма. Сначала живой и серьезный, он постепенно остывает и выливается в нечто холодное и угрюмое. И этот контраст от начала до конца окутывает своей энергетикой с ног до головы. Холод сменяется тревогой и меланхолией, вспыхивают искорки саркастического юмора, а потом все сменяется мраком, на смену которому приходит динамический всплеск. Заканчивается альбом меланхолично и тревожно, ставя жирное многоточие.

О песнях:

Never let me down again – один из самых динамичных треков на альбоме. Очень яркая песня для представления такого альбома. Когда Алан ее услышал, он решил, что она может стать знаковой для группы. Демо было запрограммировано электронными сэмплами. Впервые для усиления энергетики были использованы живые духовые и струнные инструменты. Не обошлось и без сэмплированной гитары. А для того, чтобы усилить динамику, Алан вставил в песню бит ударных группы Led Zeppelin.

The things you said – предыдущий трек сменяется более мягким и монотонным. На фоне размеренного глубокого холодного звука и темпа умиротворяющим голосом поёт Мартин. Общее впечатление от песни очень спокойное и немного меланхоличное.

Strangelove – при записи этого трека группа испытывала большие проблемы. Алан вспоминал, что трек был каким-то нецелостным, больше похожим на эскиз к песне, чем на полноценную песню. И тогда на помощь Depeche Mode пришёл Дэниэл Миллер. До этого он не хотел вмешиваться в работу над альбомом, но здесь решил помочь и поэтому принес свой микс. Участники группы решили добавить в альбомный трек отдельные сэмплы из микса Дэниэла, и тогда песня зазвучала, как надо. Получилась чёткая и выверенная по звукам и динамике композиция.

Sacred – начинается медленно и мелодично. В ней были использованы самые стандартные для этого альбома сэмпловые наработки и звуковые приёмы.

Little 15 – песня, которую сначала вообще не хотели записывать. Но, по совету Дэниэла Миллера, музыканты решили пойти на эксперимент. Трек построен на постоянном обороте струнных инструментов. В песне очень удачно передана атмосфера тревожности, прекрасно подчеркнута ее мелодичность. Хотя многие поклонники выделяют этот трек, сами музыканты считают её совершенно обычной балладой.

Behind the wheel – холодный и жёсткий трек без припева. В нём постоянно повторяются четыре ноты и звучат живые гитарные рифы. Дэвид и Мартин поют его вместе, только голос последнего идет на октаву выше, что придало всей песне большую глубину и сделало ее идеальной как в студийной версии, так и в живых выступлениях.

I want you now – песня является ещё одним экспериментом. За основу взят звук аккордеона, только его получили раздувая меха в холостую не играя на клавишах вовсе. На этом фоне были записаны голоса участников DM в сопровождении синтезатора. На фоне всего этого голос Мартина звучит как ещё один инструмент.

To have and to hold – мрачная, жесткая композиция, аранжированная Аланом. Он убрал из нее мелодичные вставки и решил построить вокруг басовой партии и ударных. В треке доминирует ритм и звучит речь радиообращения официальных представителей СССР. В нем сказано: "в докладах рассматривается эволюция ядерных арсеналов и социально-психологические проблемы гонки вооружений". Смысл этой вставки совершенно не соотносится с темой песни. Музыканты даже не знали, что это означает, им просто понравилось, как это звучит.

Nothing – динамичная электронная композиция с сэмплами гитары и жёстким синтезаторным звуком.

Pimpf – инструментальный трек, который начинается с пианино. В композиции в развитии прокручивается одна и та же тема, которая на каждом новом своем витке обрастает новыми подробностями - завораживающими и интригующими сэмплами. Трек очень удачно заканчивает альбом и показывает его целостность от начала до конца. Из истории: Pimpf - это одна из молодежных организаций в нацистской Германии во времена третьего рейха. После записи альбома Мартин вспоминал: "Я прочитал много книг и о нацизме и о позитивной части германской истории". Возможно это и навеяло ему написание этой композиции.

Interlude No.1 - mission impossible – интерлюдия звучит в конце "Pimpf" после 30-ти секунд тишины. Очень простая работа из 2 звуковых партий фонового шума.

Один из ярчайших альбомов, он не миновал как и критики, так и лестных отзывов. Но Depeche Mode не реагировали на рецензии, потому что альбом хорошо продавался. Сложно отнести этот альбом к раннему или позднему творчеству группы, скорее, пластинка, как и следующие, была записана вне времени, опираясь на эксперименты и фирменные трюки.

Многие поклонники считают "Music for the masses" лучшей работой группы в 80-е годы, хотя среди них есть и не согласные, отдавшие пальму первенства альбому "Black celebration".

В поддержку выхода MFTM музыканты отправляются в одно из самых успешных турне, в котором DM дали 101 шоу. Последний концерт тура в на стадионе Rose Bowl в Пасадене стал основой для фильма "101". Depeche Mode вспоминали позже: "Это не было нашим лучшим концертом, даже были проблемы со звуком. И вообще в целом. Но это определенно был успех - знаковое событие, которое только добавило нам уверенности в Европе, где никто не мог поверить нашей колоссальной популярности за океаном".

автор обзора: Александр


Продолжение рецензий >>




Hosted by uCoz