Ultravox
дископедия > новая романтика > ultravox > обзоры и рецензии
Lament
дата выпуска: 1984
1984-й год знаменовал собой значительные изменения во всей мировой культуре, как когда-то это было в далеком 1966-м. Возвращение моды на кубизм и острые края, зубилообразный и долотоподобный дизайн автомобилей, правильные и простые геометрические фигуры в модной одежде, стилевые метаморфозы в творчестве практически всех рок-исполнителей, радикальные изменения в звучании популярной музыки - все это хлынуло внезапным (хотя и отчасти предсказуемым - вспоминайте роман "1984" Оруэлла) мощным потоком, кардинально преобразив практически все культурные пласты, и прежде всего - наиболее массовые.
Популярная музыка (т.е. по сути, любая, имеющая популярность вне академической среды) заметно обновила и насытила свое звучание доселе неслыханными тембрами. Гибкие возможности новой техники позволили отойти от традиционного псевдосимфонического и приблюзованного звука в сторону причудливой и необычной звуковой палитры этнической музыки. И именно в это время удалось наконец-то произвести органичный синтез различных музыкальных культур, взятых как в пространстве (Восточная и Западная), так и во времени (Современная, Средневековая, Античная).
Практически все зазвучали по-новому. И если до 1984-го года электроника была, скорее, уделом экспериментаторов, и даже в первые годы десятилетия смотрелась как нечто инородное ("галимая электронщина" - так говорили и про Laid Back, и про Depeche Mode, и даже про Kim Wilde), то в 1984-м году электроника "очеловечилась". Программные ударные стали звучать естественнее (собственно, разницы между живыми ударными с подзвучкой и программными - теперь никакой), клавиши - более полифонично, появилась возможность извлекать не столь пугающие и холодные "космические" звуки, как на допотопных VCS3, стали активно использоваться цифровые сэмплы. Изменился и студийный арсенал с привнесением в него цифровой техники и компьютеров (напомню, Macintosh появился именно в 1984-м). Электроника перестала наконец-то быть игрушкой, становящейся музыкальным инструментом лишь в руках профессионала. Она стала массовой, понятной, доступной, дав "зеленую дорогу" уйме групп и проектов, типичная численность которых - один-два человека. Вы считаете это минусом? Я - нет.
Одним из главных проводником новых технологий, синтеза культур и компьютерной эстетики в массы было крайне популярное на рубеже десятилетий течение - Новая Романтика, главным светочем которых, наряду с Japan, являлись незабвенные Ultravox. Самая первая ново-романтическая группа и одна из самых влиятельных.
Несмотря на то, что с Миджем Юром группа записала свои сильнейшие диски (так называемый "Юрский период"), каждый из которых может претендовать на звание лучшего в их творчестве, лично я склонен относить эпитет "лучший" именно к этому, предпоследнему альбому группы. Здесь четверо британцев представили сочетание готики c New Age ("Lament"), панк-роком ("Desire"), пост-индустриальными канонами ("Heart of the country", "White China") - и везде группе удавался этот органичный сплав; наличие каждого элемента кажется настолько логичным и естественным, что условность любых стилевых и даже культурных границ кажется очевидной. Достаточно взглянуть на заглавную композицию альбома, где Индокитайская мелодика неразрывно связана с меланхоличной задумчивостью готик-рока, разнообразной электроникой и кельтскими мотивами. Причем, этот органичный сплав подан без зауми и этнической бутафории; нечто подобное уже было в творчестве Питера Гэбриэла, Japan и самих Ultravox пару лет назад, и примерно в таком же русле позже будут работать Dead Can Dance.
Диск открывается композицией "White China" (сразу отмечу, что перевод названия, как "Белый фарфор" неверен, т.к., очевидно, что "White China" - это аллюзия на "Red China", т.е. "Красный Китай"). "Кислотный" звук гитары и пьянящий вокал, заводной техно-ритм и индустриальные сэмплы, китайская церемониальная мелодика в припеве в сочетании с лаконичными синтезаторными пассажами - эта вещь, и особенно ее ремиксовая версия являет собой нечто в духе "уже не панк, но еще не техно". И не удивительно: Ultravox более или менее стояли у истоков амбиент-техно 90-х (Aphex Twin, Banco De Gaia и др.). И если родоначальниками их назвать никак нельзя (здесь первенство краут-рокеров, EBM-щиков и Muslimgauze все же неоспоримо), то катализатором - точно.
Выпущенная синглом "One small day" - изумительная пост-панковая вещица, во многом напоминающая "Passing Stangers" и раннее, доUreвское творчество группы с типичным для того времени звучанием синтезатора Керри и гитарным орнаментом Миджа. Однако, на этот раз все выглядит совершеннее. Такое ощущение, что каждый предыдущий альбом группы - это очередной шаг к "Lament", в котором выкристаллизовалось все лучшее, что было найдено в Неоромантизме с момента его оформления в 1977-78 годах.
Еще одна известнейшая композиция с этого альбома - "Dancing with tears in my eyes" - предел мечтаний группы Alphaville. С виду - резвая поп-роковая композиция, с щемящим душу вокалом и памятной мелодией. Однако, апокалипсические ноты в лирике этой песни, в клипе на которую изображена гибель города от катастрофы на АЭС, чудовищным эхом отразятся через два года в Чернобыле.
Вторая сторона альбома ничуть не разочаровывает. Маланхоличность и величественная минорность в "Man of two worlds" (обратите внимание на клавишную работу Керри - не на технику, а на фактуру и гармонии), симфонизм, замешанный на краут-роке "Heart of the country" (при этом воскрешая в памяти незабвенных Can), и готик-панк в "A friend i call desire" - все это выглядит в чем-то даже убедительнее вещей, представленных на первой стороне диска. Здесь больше эмоций, больше накала. Вокал Юра разнообразен и артистичен, оборачиваясь то холодной готичностью в "Heart of the country", то звуча чувственно и даже как-то надломлено в "Man of the worlds" и "When the time comes".
Лирика Ультравокса, если попытаться воспринимать ее в отрыве от музыкального контекста, может кого-то разочаровать своей доморощенной философичностью и кажущейся неискренностью, вызывая тем самым ассоциации с пресловутым "русским роком" (что вполне логично: Новая волна наряду с Ленноном и Боланом была одним из основных источников заимствований и влияния на застойно-перестроечную культуру русрока). Более того, на этом альбоме несколько неожиданно зазвучали политико-философские мотивы: сквозной темой идет коммунистический Китай - примерно такая же тематика пронизывала творчество Japan в то же время. Однако, трудно представить еще какую-то лирику, столь удачно подходящую к музыке, сочетающей в себе одновременно романтическую и средневековую эстетику с достижениями "атомного века" с его глобальными проблемами и техно-попом.
Итог: "Lament" - один из сильнейших "неоромантических" альбомов, значимость и влияние которого выходит далеко за границы стиля. Настоятельно рекомендую поклонникам различной электронной музыки (как экспериментальной, так и более "традиционной") готики, пост-панка и пост-индастриэла, а также просто ценителям гармонии и синтеза в музыке.
автор обзора: Filareth
Если какая-либо из рецензий вам показалась не очень удачной, вы можете выслать нам свою версию по электронной почте, либо оставить текст рецензии в разделе комментариев.