Dalida
дископедия > френч-поп > dalida
Dalida (Далида) – французская певица и актриса итальянского происхождения, родившаяся и выросшая в Египте. За свою карьеру записала около 1000 песен на 10 языках мира (французском, итальянском, немецком, испанском, английском, японском, иврите, фламандском и др.). По всему миру в общей сложности было продано свыше 150 млн. дисков.
Биография
Детство и юность в Египте. Далида, её настоящее имя Иоланда Джильотти (Yolanda Gigliotti), родилась 17 января 1933 года в Каире, в бедном квартале Шубра в семье итальянцев, иммигрировавших в Египет начале века из Калабрии - южной провинции в Италии. Кроме Иоланды в семье было ещё два брата: старший Орландо и младший Бруно. Их отец Пьётро Джильотти был первой скрипкой в Каирской опере. К четырем годам Иоланда переносит две операции на глазах из-за инфекции, попавшей ей в глаза, когда ей было всего 10 месяцев. Тогда местный эскулап посоветовал родителям Иоланды завязать ей глаза на 4 дня. После того, как сняли повязку, стало понятно, что от этого инфекция только усилилась, отчего и появилось косоглазие. По той же причине с самого детства и всю свою жизнь Далида не могла находиться в темноте и спала при свете лампы или ночника. Из-за косоглазия Иоланде приходилось носить очки, и в школе её дразнили "четырёхглазой". В 13 лет Иоланда выбросила свои очки в окно. Из гадкого утенка она превратилась в обворожительную девушку. Она училась в католической школе, где учила арабский, французский и английский и принимала участие в школьных театральных постановках на библейские сюжеты, где впервые и проявляется её актёрский талант.
Когда Иоланде было всего 12 лет, умер её отец в возрасте 41 года. Ей всегда будет не хватать его, и его образ она будет искать во всех своих мужчинах. А вот ипульсивный характер своего отца Далида унаследовала полностью. В 16 лет после окончания школы Иоланда была вынуждена идти работать секретарем в фармацевтическую компанию. В 1951 году она приняла участие в конкурсе красоты "Мисс Ондина", в котором заняла почётное второе место, а в 1954 году победила на конкурсе "Мисс Египет". Её фото в тигровом купальнике появились в модных журналах и попались на глаза её матери и соседям. В то время это было настоящей драмой и позором. Её помолвка с одним местным парнем, за которого Иоланда должна была вскоре выйти замуж, была расторгнута, и у Иоланды больше не было пути назад, как только идти вперёд к своей мечте - стать актрисой и добиться славы. Иоланда устроилась манекенщицей в агентство "Донна". В 1953 году она перенесла ещё одну операцию на глазах, чтобы избавиться от косоглазия, но, не смотря на то, что операция прошла успешно, у неё навсегда остался её удивительный взгляд.
В Египте после её победы на конкурсе "Мисс Египет" Иоланде предложили сниматься в кино, быть дублершей знаменитой Риты Хейуорт в фильме "Иосиф и его братья". Для своей кинокарьеры Иоланда взяла себе псевдоним Далила в честь героини библейской притчи "Самсон и Далила". В 1954 году она снялась в небольших ролях в фильмах "Маска Тутанхамона" и "Стакан и сигарета", для которого записала свою первую песню "Черная луна" (La luna negra).
"Каллас варьете". 24 декабря 1954 года в канун Рождества Иоланда прилетела в Париж, который встретил её снегом и сиянием рождественских огней. "Здесь я дома. Я никогда отсюда не уеду", - сказала она себе.
В Париже Иоланда поселилась на улице Жан-Мермоз, и её соседом оказался не кто иной, как никому ещё неизвестный Ален Делон. Для Иоланды это был очень трудный период, когда она целыми днями ходила из одного агентства в другое, у неё почти не было денег на еду и всего одно платье. К тому же, она ещё плохо говорила по-французски и почти не знала Париж. Иоланда решила брать уроки вокала, раз пока не удаётся стать актрисой. Её учителем пения и первым поклонником её творчества стал Ролан Берже. Её красоту и талант замечают, и Иоланда находит свой первый ангажемент в клубе "Вилла д’Эсте". Из-за её южной красоты, низкого пластичного голоса и бурного темперамента её называли "Черной орхидеей", "Каллас варьете" и "Голосом века". Там она познакомилась с писателем и сценаристом Альбертом Машаром, который и предложил ей сменить букву "л" на "д" как "Dieu le pere" (Отче наш) в последнем слоге её псевдонима. Так появилась Далида.
Далида приняла участие в конкуре "Номер один завтрашнего дня", организованном Брюно Кокатриксом и радиостанцией "Европа 1" в легендарном парижском зале "Олимпия". Она исполняла песню звезды того времени Глории Лассо "Незнакомка в раю" (L’inconnue au paradis). По счастливой случайности на этом конкурсе её заметили директор радиостанции "Европа 1" Люсьен Морисс и владелец звукозаписывающей фирмы Эдди Барклай. Люсьен Морисс занялся карьерой Далиды. Её первая пластинка "Мадона" (Madona) с модными в то время испанскими песнями Глории Лассо не имела успеха, а в 1956 году Далида записала свой первый хит "Бамбино" (Bambino) и подписала свой первый контракт с фирмой "Барклай". Далиде понадобился всего один год, чтобы стать знаменитой и любимой певицей Франции. К 1957 году было продано 300 000 её пластинок с песней "Бамбино", и Далида получила свой первый Золотой диск. Она стала первой певицей, у которой был свой фан-клуб, который был также создан в 1957 году. Дальше последовали её хиты "Гондольер" (Gondolier), "Как прежде" (Come prima), "Прощай, прощай Бамбина" (Ciao, ciao Bambina). Далида получает бесчисленные музыкальные награды, а её имя и фото не сходят с обложек журналов. Она совершает турне по всей Франции, а затем и Европе. В 1958 году Далида впервые выступает в Америке, где импрессарио Эллы Фитцжеральд предложил сделать ей блестящую карьеру в Штатах, но она отказалась. В 1959 году она с триумфом возвращается в Каир.
Королева музыкальных автоматов. В конце 50-х годов Францию захлестнула волна yeye. Далида следует музыкальной моде, а также её роскошные волосы из иссиня-черных приобретают рыжие, все более светлее оттенки. Всю свою семью певица перевезла из Каира в Париж. 8 апреля 1961 года Далида вышла замуж за Люсьена Морисса. Их страстный роман к тому времени длился уже 5 лет, и этот брак показался Далиде слишком запоздалым. Через короткое время во время гастролей Далида познакомилась в Каннах с молодым начинающим художником Жаном Собески, в которого сразу влюбилась. Ревнивый Люсьен Морисс не смог смириться с изменой, и отныне Далида оказалась совсем одна в мире шоу-бизнеса. После расставания с Люсьеном все ополчились против неё и предрекали скорый закат её карьеры певицы без её могущественного Пигмалиона. Настал момент, когда её карьера зависела только от неё самой, от её выдержки, безграничного упорства, фантастического трудолюбия и таланта, который ещё не раз предстояло признать её публике. Далида включила в свой репертуар такие песни, как "Итси битси маленькое бикини" (Itsi bitsi petit Bikini) и "24 тысячи поцелуев" (24 000 baisers) из репертуара кумира молодёжи Джонни Халлидея.
В декабре 1961 года Далида впервые выступает в "Олимпии" в качестве звезды. В день премьеры решалась её судьбы певицы, но все пришедшие в тот день в "Олимпию" - публика и пресса были восторженны и потрясены тем, как она пела в тот вечер. В зале присутствовал и Люсьен Морисс, который первым начал ей аплодировать стоя. После триумфальных концертов в "Олимпии" Далида отправилась в долгое турне в Китай и Вьетнам, где она пользовалась огромной популярностью. Покинув квартиру на улице д’Анкара, где они жили с Люсьном, летом 1962 года Далида купила свой знаменитый особняк на Монмартре, в котором она жила до конца своей жизни. Она с успехом исполняет свои хиты "Маленький Гонсалес" (Le petit Gozales), "Самый длинный день" (le jour le plus long), "Прости, любовь" (Amore scusami) и расстается с Жаном.
Белокурая орхидея. В середине 60-х годов Далида пользуется огромной популярностью в Германии и Испании и записывает свой хит на испанском языке "Двое" (Dos), во французской версии "Eux" ("Они"). Для съёмок одного фильма, который так и не увидел свет, 4 августа 1964 года Далида становится блондинкой. Ей так понравился её новый образ, что она решила оставить его навсегда. Эта метаморфоза ознаменовала собой также новый этап её карьеры. С 11 апреля по 2 сентября певица в рамках турне, организованного "Европой 1" выступала с концертами в каждом городе, где проходила гонка Тур де Франс. Далида проехала 20'300 км и спела 2'025 песен. Вся пресса преклонялась перед этим исключительным преставлением. А через неделю после своего возвращения в Париж Далида снова пела в "Олимпии". Она отпраздновала свой десятимиллионный диск, проданный в мире. За это время она снялась в нескольких фильмах, но они не принесли ей успеха киноактрисы.
В 1965 году Далида исполняет "Танец Зорба" (La danse de Zorba) на музыку Теодоракиса. И снова невероятный успех. В конце 1966 года младший брат Далиды Бруно, ранее взявший себе имя старшего брата Орландо в качестве псевдонима, стал продюсером Далиды, а её кузина Рози - её секретарем. Далида мечтает выйти замуж и родить ребёнка, но она одинока. В октябре 1966 года итальянская звукозаписывающая фирма RCA представила Далиде молодого талантливого автора-исполнителя Луиджи Тенко. Этот пылкий и пассионарный молодой человек произвёл на неё сильное впечатление, она влюбилась в него с первого взгляда. Вместе с Луиджи Далиде предложили исполнить на фестивале Сан Ремо в 1967 году его песню "Прощай любовь, прощай" (Ciao amore ciao). Она согласилась выступать на этом фестивале только ради Луиджи, чтобы помочь ему добиться победы и признания, к которому он стремился. Но фестиваль обернулся трагедией: песня не прошла в финал несмотря на триумфальное исполнение Далиды - признанной и обожаемой публикой звезды, и в тот же вечер Луиджи Тенко выстрелил себе в голову из пистолета в своём номере в отеле. Далида была первой, кто обнаружил его тело. Для неё это стало непосильным ударом. Её близкие говорили, что в это время он жила в аду, и очень беспокоились за неё. Она жестоко страдала, замкнулась и от горя через месяц, обманув своих близких, которые следили за ней, она предприняла попытку самоубийства, наглотавшись барбитуратов в парижском отеле "Принц де Голь", где они были недавно счастливы с Луиджи. Далиду спасло то, что горничная позвала на помощь, когда слишком долгая тишина в комнате певицы показалась ей подозрительной.
Мадонна. Невероятными усилиями родных Далиды её доставили в госпиталь Фернанд-Видаль, т.к. только там могли спасти ей жизнь. Она провела в реанимации в коме 90 часов. Люсьен Морисс сразу примчался к её кровати, как только узнал о случившемся. Каждый день он приходил к Далиде в госпиталь и приносил ей розу, ведь несмотря на развод, они оставались друзьями и близкими людьми, и она продолжала его любить. Выздоровление было долгим и болезненным. На некоторое время Далида потеряла голос, и из-за некроза на руках ей потребовалось несколько операций по пересадке кожи. Она получала тысячи писем со всей Франции и со всего мира с признаниями в любви и море цветов.
Её репертуар стал более сложным и философским. Первыми песнями, которые она исполнила перед публикой в "Олимпии", вернувшись на сцену, были "Решётки моего дома" (Les griles de ma maison) и "Я решила жить" (J’ai decide de vivire). В тот день путь к сцене был выложен ей ковром из роз. Сама Далида говорила, что последующие три года её жизни были для неё "годами зимы". В этот период она поет знаменитую песню Жильбера Беко "Я вернулась за тобой" (Je reviens te chercher), а также "Входите без стука" (Entrez sans frapper), "В уснувшем городе" (Dans la ville endormie), "Время цветов" (Le temps des fleurs). Она пыталась понять, почему это с ней произошло, она хотела перестать петь, найти смысл своей жизни и подвергла себя психоанализу. Далида увлекается философией, буддизмом и много читает: Тьейард де Шарден, Фрейд, Юнг, Тагор, Пруст. В 1968 году Далида получила медаль города Парижа, а Шарль Деголь вручил ей Медаль Президента Республики.
В 1969 году Далида познакомилась с писателем, продюсером и путешественником Арно Дежарденом, автором книги "Дорога мудрости" (Le chemin de la sagesse), с которым она отправилась в Тибет, Непал и Индию в поисках восточной мудрости и ответов на мучавшие её вопросы бытия. В Индии Дежарден устроил Далиде встречу с мудрецом, который сказал ей, что её миссия - это петь и дарить людям радость. Эта встреча очень окрылила и вдохновила Далиду. Ещё несколько лет она состояла с мудрецом в переписке. Кроме того, в лице своего духовного учителя Арно Дежардена она нашла свою новую любовь, которую она тщательно скрывала от посторонних глаз. Но через некоторое время они расстались.
В сентябре 1970 года покончил жизнь самоубийством, выстрелом из пистолета, Люсьен Морисс. К тому времени он уже был женат на молодой актрисе Агате Аэмс и страдал от тяжёлой болезни, но его вдовой все считали именно Далиду. В день похорон Люсена Далида должна была выступать в Афинах. Она умоляла позволить ей не петь, но тщетно. Тогда она сказала, что в этот вечер она будет петь для Люсьена. После выступления она сказала, что чувствовала, что он был в зале... В 1970 году Далида записывает свой хит "Дарла Дирладада" (Darla dirladada), а осенью того же года в Италии во время одной телепередачи Лео Ферре потрясает её исполнением своей песни "Со временем" (Avec le temps), которую она записала сразу по возвращении в Париж. И снова огромный успех. Далида поет отныне только те песни, которые интересно исполнять ей самой и которые наполнены поэзией. Брюно Кокактрикс, директор "Олимпии", не верит, что певица будет иметь успех со своим новым репертуаром, и Далида сама арендует зал на 3 недели в 1971 году. Перед премьерой она сама полна сомнениями и страхом, но её ждет оглушительный успех. Публика с восторгом принимает новую Далиду. С 1972 года Далида излучает спокойствие, что констатирует её окружение и поклонники. В начале 1972 года Далида и Ален Делон записывают знаменитый дуэт "Слова, слова" (Paroles paroles). Примечательно, что до них на итальянском языке эту песню исполняли Мина и Альберто Люпо, но всемирную славу этой песне принесла именно французская версия Далиды. Через несколько недель дуэт "Слова, слова" занимает первую строчку хит-парадов во Франции и Японии.
Дива. В 1972 году Далида познакомилась с художником и авантюристом Ришаром Шамфре, который называл себя Графом Сен-Жермен, но Далида принимала его таким, какой он есть. Несмотря на его компрометирующую репутацию она будет счастлива с ним 9 лет. Рядом с ним Далида преображается, её женская красота расцветает. В 1973 году молодой композитор Паскаль Севрен написал для неё песню "Ему только что исполнилось 18 лет" (Il venait d’avoir 18 ans). Это простая и волнующая любовная история парня 18ти лет и женщины, которая вдвое старше его. Тогда ещё никто, кроме близких родственников Далиды, не мог и предположить, что она и в жизни пережила похожую историю с молодым итальянцем Лючио в самом конце 1967 года. Об этом станет известно лишь через много лет после её ухода. Эта песня стала хитом номер один в 9 странах, среди которых Германия, где продано 3,5 миллионов пластинок. 15 января 1974 года Далида снова поет в "Олимпии", где представляет свою новую песню "Влюбленный Джиджи" (Gigi l’amoroso). Эта песню длится 7,5 минут и одновременно является музыкальной комедией, в которой записан хор и слова не только поются, но и произносятся. Эта песня стала самым великим хитом певицы и номером один в 11 странах мира. Далида совершает грандизое турне в Японию, а в конце 1974 года выступает с гастролями в Квебеке (Канада). После этого следуют гастроли в Германии. В 1976 году Далида записывает хит "Я подожду" (J’attendrai) - современную версию в стиле диско хита 30-х годов Рины Кетти. Далида была первой певицей, исполнившей песни в стиле диско во Франции. Попурри её собственных ранних песен, перепетых ею в стиле диско "Поколение-78" (Generation 78) стало первым видео-клипом в музыкальной истории. Она не забывает и об арабских странах, путешествует в Ливан, и фольклорная египетская песня "Сальма йа Саляма" (Salma ya Salama) становится в её исполнении мега-хитом. 29 ноября 1978 года Далида с триумфом выступает в Нью-Йорке в Карнеги-холле. Летом 1979 года она свой выпускает новый хит "Дайте мне танцевать" ("Мандей тьюсдей") (Laissez-moi danser (Monday Tuesday). Певица следует музыкальной моде, адаптируя её к своей индивидуальности. В июне 1979 года Далида выступает в Египте и в Арабких Эмиратах, где впервые поет на сцене по-арабски.
В начале 80-х годов Далида находится в зените своей славы. С 5 по 20 января 1980 года она представляет во Дворце Спорта в Париже своё великолепное "бродвейское" шоу, которое поставил для неё хореограф Джона Траволты американец Лестер Вильсон, хореограф фильма "Лихорадка субботнего вечера". На протяжении всего шоу Далида 12 раз меняла костюмы со стразами и перьями, танцевала в окружении 11 танцоров под аккомпанемент оркестра из 13 музыкантов. Спектакль длился более двух часов. 18 вечеров в зале был полный аншлаг. Поле этого своё шоу Далида возила по всей Франции.
После болезненного расставания с Ришаром, с которым она мечтала дожить до конца своих дней, Далида снова окунается в работу и снова остаётся одна. В марте 1981 года она представляет свой спектакль в "Олимпии". В день премьеры она получает бриллиантовый диск за 80 миллионов проданных дисков во всем мире. Неутомимая Далида снова отправляется в мировое турне. В начале 1982 года она поддержала на президентских выборах своего давнего друга Франсуа Миттерана, за что получила прозвище "Розовая пантера" и жесткую критику со всех сторон. На два года она пропала из поля зрения французской прессы и французской публики и уехала из Парижа, гастролируя по миру. В апреле 1983 года Далида ознаменовала своё возвращение выходом своей новой пластинки с хитами "Умереть на сцене" (Mourir sur scene) и "Лука" (Lucas). Травля против неё закончилась, но она чувствует себя преданной страной, принявшей её, и для которой она столько сделала. 20 июля того же года Далиду ждал ещё один удар: Ришар Шамфре найден мёртвым в своей машине в Сен-Тропезе. Далида была подавлена и сломлена его смертью. Её близкое окружение и публика начали замечать, что она очень устала и что она не та, какой они знали её прежде. В 1985 году она перенесла ещё две мучительные операции на глазах, т. к. яркий свет прожекторов стал причинять ей невыносимую боль, и она не могла выступать на сцене.
Последние годы. В 1986 году Далида получила приглашение египетского режиссёра Юсефа Шаина сняться в главной роли в фильме "Шестой день" (Le sixieme jour) по роману французской поэтессы и писательницы Андре Шедид "Шестой день". Это был её долгожданный триумф в кино, а её возвращение в Египет стало для неё возвращением к истокам. К тому времени в её личной жизни не произошло перемен к лучшему, и она все тяжелее переносила своё фатальное одиночество. С начала 1987 года Далида в состоянии летаргии и депрессии все больше времени проводила одна в своём наполненном цветами пустом доме с закрытыми ставнями.
3 мая 1987 года Далида приняла смертельную дозу снотворного, запив его виски. На столе осталась её записка: "Жизнь мне невыносима. Простите меня". Её сердце остановилось 3 мая около 11 часов утра.
Источник: Википедия
Если какое-либо высказанное в статье утверждение спорно или не общепризнанно, пожалуйста, сообщите нам об этом, ссылаясь на источники.
Комментарии (сообщений: 1)
Дискография
Альбомы
|
|
Сборники
2006 – Les annees disco
- Besame mucho (Embrasse-moi)
- Confidences sur la frequence
- J'attendrai
- Kalimba de luna
- Monday, Tuesday... Laissez-moi danser
- Les feuilles mortes
- Generation 78
- Rio do Brasil
- Amor amor (Amour c'est tout dire)
- Femme est la nuit
- Va, va va
- Femme
- Gigi in Paradisco
- Americana
- Darla dirladada
- Ca me fait rever
Галерея
Для увеличения изображения, кликните по нему мышью.
Ссылки
См. также:
Похожие исполнители:
Интернет-ресурсы:
Мультимедийные базы:
- Фонотека
- Тексты песен
- Рейтинг дисков
- Детальная дискография
- Профессиональные ревью
- Биографическая справка
- Хит-парад композиций
- Позиции в чартах
- Нотный архив
Интерактив: